Как работает сплитование платежей для бизнеса
Летом 2023 года девелоперская группа «Самолет» вышла на рынок долгосрочной аренды жилья, запустив цифровой сервис на базе своей платформы «Самолет Плюс». Одной из задач, которую необходимо было решить для дальнейшего развития проекта, стало разделение платежей: будущий арендатор вносил через приложение сумму, которую необходимо было вручную перечислить бенефициарам — арендодателю, страховой компании и партнеру «Самолет Плюс». Как удалось решить эту задачу и как нюансы таких платежей влияют на затраты бизнеса — в материале «Ъ-Review».
В 2024 году рынок долгосрочной аренды жилья оживился на фоне высокой ипотечной ставки: несмотря на то что весной спрос на аренду обычно снижается, в этом году активность арендаторов оставалась стабильной, подсчитывали в «Циан.Аналитике» (см. «Ъ» от 31 марта). В том числе эксперты объясняли такой тренд рекордно высокой разницей между ипотечными и арендными платежами.
На фоне стабильного спроса девелоперы продолжают развивать собственные сервисы аренды жилья. «Ежемесячно на различных платформах публикуется более 110 тыс. объявлений о сдаче квартир, а сам рынок аренды в России мы оцениваем в 130 млрд руб. в год. При этом сектор не прозрачен: в текущих реалиях не защищены ни арендатор, ни арендодатель»,— говорят в «Самолет Плюс».
Компания вывела на рынок свой проект по долгосрочной аренде в середине 2023 года. «Цифровая аренда от “Самолет Плюс” позволяет сделать процесс поиска жилья более прозрачным и предсказуемым, а также дает возможность арендатору сократить первоначальные затраты на аренду квартиры более чем вдвое. Цифровая природа сервиса решает вопрос коммуникаций и исключает необходимость прямого общения собственника, арендатора и агентства. Подписание документов и оплата проходят полностью онлайн»,— объясняют в компании.
В числе особенностей проекта «Самолет Плюс» — возможность для арендатора вместо залога оплатить годовую страховку. Ее стоимость в разы меньше суммы депозита, но она позволяет арендодателю возместить значительно больший ущерб. Сервис также предполагает сопровождение сделки, юридическую проверку сторон, уборку и чистку мебели, возмещение стоимости аренды владельцу недвижимости, в случае если квартиросъемщик по каким-либо причинам не готов совершить платеж.
Запрос бизнеса: разделить выручку между контрагентами
Как рассказали в «Самолет Плюс Аренда», одной из важных задач для развития сервиса стало распределение денег между контрагентами. Первый платеж от пользователя включал в себя арендную плату за месяц, разовое вознаграждение партнеру, стоимость годовой страховки и комиссию сервиса.
Платежи от арендаторов поступали на расчетный счет «Самолет Плюс», а далее делились между участниками сделки. В результате, вся сумма считалась выручкой сервиса, что сказывалось на налогообложении и загрузке бухгалтеров.
«Чтобы проверить жизнеспособность проекта с минимальными финансовыми и временными затратами, на старте разделять платежи решили вручную. Но для развития сервиса пришлось искать другой подход»,— говорит CEO арендного сервиса «Самолет Плюс» Ефим Вайсберг.
Еще одной проблемой стал факт, что риэлторы привыкли получать свою комиссию сразу после сделки, добавляют в «Самолет Плюс»: «Когда мы разносили платежи вручную, агенты могли ждать деньги до недели. Мы знали, что для сферы недвижимости это долго».
Решение: номинальный счет и сплитование
Предложить сервису решение задачи по разделению платежей между контрагентами смогли в «Тинькофф». «Как только мы поняли, что сервис работает хорошо и будет развиваться, то обратились в банк для настройки более быстрой схемы выплат. Сейчас через сервис проходят платежи на сумму более 1 млн руб. в месяц, и распределять их вручную неэффективно»,— говорят в «Самолет Плюс».
На стороне «Тинькофф» разработали для «Самолет Плюс Аренды» индивидуальную схему сплитования платежей. Теперь сервис автоматически разделяет платеж от арендатора и направляет деньги контрагентам, которые получают их на следующий календарный день после поступления средств на номинальный счет.
«Благодаря тому что разработчиками сервиса не пришлось кастомизировать интернет-эквайринг, а также перестраивать процессы внутри компании, решение банка значительно сэкономило нам время и средства»,— отмечает CEO арендного сервиса «Самолет Плюс» Ефим Вайсберг. По его словам, сплитование платежей снизило операционную нагрузку, оптимизировало ФОТ бухгалтерии и увеличило уровень удовлетворенности и частоту использования сервиса со стороны франчайзи, которые теперь получают комиссию сразу.
Также в «Тинькофф» добавили в схему оплаты номинальный счет. «Это специальный счет-посредник, права на размещенные на нем средства принадлежат не владельцу счета, а участникам сделки»,— объясняют в банке. Налоговая не считает эти средства выручкой и не учитывает при расчетах. Выручкой владельца номинального счета считается только комиссия, которую он берет за сделку и переводит на свой основной расчетный счет.
В банке добавляют, что сплитование платежей с применением номинального счета подходит для тех бизнесов, которые предоставляют площадку для размещения товаров или услуг от разных поставщиков, например, маркетплейсам, управляющим и франчайзинговым компаниям, турагентствам, организаторам праздников, компаниям в сфере ЖКХ и прочим.
Как девелоперы конкурируют за внимание клиентов продуктовыми решениями
Источник: www.kommersant.ru