ФАС не поддержала возврат скидок на дальность перевозки
Обсуждаемый возврат льготных коэффициентов для дальних железнодорожных перевозок экспортного угля не поддержан Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Помимо выпадающих доходов ОАО РЖД в ФАС отмечают наличие у угольщиков и аффилированных лиц достаточного числа полувагонов и морских терминалов, чтобы контролировать основную долю транспортных издержек. Но аналитики считают, что рентабельность перевозок угля на юг и северо-запад недостаточна и отказ от возобновления льгот грозит потерей 30–40 млн тонн экспорта угля в этом году.
Федеральная антимонопольная служба не поддерживает возобновление применения понижающих коэффициентов к тарифу ОАО РЖД на экспортные перевозки угля. Это следует из письма ведомства в Минэнерго от 20 мая (“Ъ” видел документ). В ФАС комментарии не предоставили.
До июня 2022 года для дальних перевозок экспортного угля действовали льготные коэффициенты к тарифу ОАО РЖД 0,4 и 0,895. Потом льготы были временно отменены. Отмена каждый год продлевается, последний раз — до 31 декабря. В апреле Минэнерго предложило возобновить применение понижающих коэффициентов и ввести скидки на тариф ОАО РЖД в размере 12,8%. «Меры направлены на снижение доли логистических затрат и позволят поддержать российскую угольную промышленность в период низких мировых цен на каменный уголь»,— поясняли в министерстве (см. “Ъ” от 22 мая).
В ОАО РЖД выступили против инициативы. По оценке железнодорожной монополии, возврат понижающих коэффициентов «с учетом эффекта кредитного рычага» приведет к потере 295 млрд руб. доходов, или почти четверти от совокупной инвестиционной программы ОАО РЖД на 2024 год. Также при возврате понижающих коэффициентов доходы от перевозок угля не смогут в полном объеме возмещать эксплуатационные расходы, указывали в ОАО РЖД. В монополии “Ъ” подтвердили актуальность позиции.
ФАС поддерживает тезис о выпадающих доходах ОАО РЖД, следует из документа, хотя размер выпадающих доходов монополии служба оценивает примерно в 145 млрд руб. в 2024 году. Как отмечается в письме службы, при возврате понижающих коэффициентов перевозки угля станут нерентабельными для ОАО РЖД. По предварительной оценке монополии, отрицательная рентабельность будет на уровне 40%.
В обращении ФАС подчеркивается, что угольные компании как владельцы собственных полувагонов и терминалов могут влиять на величину транспортных затрат.
По данным службы, поставка угля до порта (на базисе FOB) по состоянию на март обходилась в диапазоне от 4,1 тыс. до 5,5 тыс. руб. за тонну для основных направлений экспорта. «В случае возобновления действия понижающих коэффициентов экономия составит от 300 до 800 руб. за тонну в зависимости от маршрута»,— пишет ФАС. Доля нерегулируемых логистических составляющих в транспортных затратах, подчеркивают в службе, в среднем около 64%, или 3,4 тыс. руб. за тонну. В сегменте перевозок в полувагонах более 50% всех экспортных поставок осуществляются в вагонном парке компаний, которые также контролируют морские терминалы, занимающие около 60% в общем объеме перевалки угля, сказано в письме ФАС. В угольных компаниях комментировать вопрос не стали.
Льготный коэффициент на перевозку угля «жизненно необходим» на южном и северо-западном направлениях, считает главный стратег инвесткомпании «Вектор Икс» Максим Худалов. По его словам, цены остаются крайне низкими и с действующими железнодорожными тарифами и ставками перевалки в портах даже поставки сортового угля нерентабельны.
Господин Худалов полагает, что применение понижающих коэффициентов дало бы увеличение перевозки, дополнительные доходы для ОАО РЖД и разгрузило бы дефицитное восточное направление, которое сегодня фактически выступает единственным маршрутом экспорта энергетического угля. В противном случае, предупреждает эксперт, есть риск потери до 30–40 млн тонн экспорта энергетического угля в 2024 году.
По данным Kpler, морской экспорт угля из РФ в январе—марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн. В январе—апреле перевалка каменного угля в портах РФ сократилась на 15%, до 59,5 млн тонн, по данным Ассоциации морских торговых портов.
Источник: www.kommersant.ru