Utair попросила о помощи

Как авиакомпании могут справиться с нехваткой запчастей и самолетов

Авиакомпании просят государство помочь с импортом самолетов. Старший вице-президент компании Utair Дмитрий Белоконь заявил, что перевозчики не могут сами купить ни новые, ни даже подержанные лайнеры. Ждать отечественных разработок, по его словам, придется слишком долго, ориентировочно до 2026 года. Тем временем нынешний флот ветшает, и авиакомпаниям нужна помощь с покупкой б/у самолетов «как это делает тот же Иран». А как это получается у Ирана? И может ли государство реально помочь бизнесу? Расскажет Иван Якунин.


                Utair попросила о помощи

Представитель авиакомпании Utair, по крайней мере публично, ничего конкретного не предложил. Он обратил внимание на уже известную проблему нехватки самолетов, на предельный уровень утилизации флота и напомнил, что перед перевозчиками стоит задача роста пассажиропотока. Но без пополнения парка добиться этого сложно, поэтому «хотелось бы обратиться за помощью регулятора в том, чтобы фокус в этой стороне тоже был наведен, и больше бы этим позанимались».

Как «Победа» обогнет санкции

В качестве примера он привел опыт исламской республики. Поиском самолетов занимается несколько государственных органов, в том числе Корпус стражей исламской революции, рассказал автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану» Никита Смагин: «Иранские власти действительно постоянно находятся в поиске б/у самолетов не под собственный запрос, а, скорее, просто пытаясь найти то, что есть.

В этом смысле большой удачей становится, когда ты находишь где-нибудь в Африке Boeing 20-летней давности. Но в любом случае речь идет о единичных случаях, и свои потребности в самолетах Иран таким образом, конечно, не закрывает. Самая простая история — это купить у страны, которой все равно на санкции, та же условная Венесуэла. Либо речь идет о какой-то коррупционной схеме, вы договорились с конкретным представителем какой-то африканской компании, и он просто продает самолет сам, потому что получает какую-то выгоду».

Опыт Ирана действительно сложно считать удачным. Когда в 2015-м страна согласилась на ядерную сделку в обмен на отмену некоторых санкций, Тегеран тут же заключил контракты с Boeing и Airbus на поставку 200 самолетов. Эти сделки вошли в список крупнейших для обоих производителей. Собеседники “Ъ FM” затрудняются объяснить, как государство может помочь перевозчикам, если санкции останутся в силе.

У властей тут еще меньше шансов, чем у частных игроков, объясняет член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков: «Самолет — очень отслеживаемый продукт. Это не микросхема, которую можно где-то купить и в кармане или в портфеле пронести. Допустим, авиакомпания, например, из ЮАР согласилась продать российской авиакомпании подержанный самолет.

Производитель самолета Boeing или Airbus, тот же Embraer, узнав, что воздушное судно продано вопреки санкциям, перестанет поставлять свои самолеты в эту страну или наложит санкции на обслуживание своих самолетов там».

Впрочем, с такой проблемой в России научились справляться. Как выяснил “Ъ”, авиакомпания S7 сумела наладить ремонт самых популярных двигателей в стране, такие установлены в Airbus А320 и Boeing 737. Прежде перевозчики в случае поломок были вынуждены искать их на вторичном рынке, где цены варьируются от $8 млн до $20 млн. “Ъ FM” спросил у директора по исследованиям Infomost Consulting Алексея Синицкого, ждать ли новых прорывов: «Нельзя совсем забывать про экономику. Условно говоря, если вам нужно повесить картину на стену, вряд ли рационально только ради этого покупать перфоратор.

S7 научилась ремонтировать самый популярный двигатель

Если мы говорим, что данный компонент используется в десятках самолетов, а сотнях и тем более не тысячах, то такой сложный ремонт осваивать нет необходимости. Условно говоря, шины раньше очень часто ремонтировались за границей. Сейчас, безусловно, во многих случаях уже освоен ремонт шин и тормозов. Другая сторона — это какой-нибудь электронный блок, скорее всего, освоение этих технологий получится слишком дорогим».

Агентство Reuters писало, что российские авиакомпании сумели найти новые источники поставок. За год после начала конфликта на Украине перевозчики смогли ввезти запчастей больше чем на $1 млрд. В списке находятся десятки позиций: от клапанов давления до кофеварок. Иран, кстати, в числе поставщиков.

С нами все ясно — Telegram-канал «Ъ FM».

Источник: www.kommersant.ru

Недавние новости

Данкверт предложил запретить оплату сомнительных продуктов на госзакупках

makocho

Американкий Citibank остановит конвертацию российских расписок

makocho

В Госдуме призвали запретить «тапать хомяка» в Telegram

makocho