Стой, кто везет

Из-за чего российские суда простаивают в портах

Подпавшие под санкции российские нефтяные танкеры месяцами простаивают в портах. Это следует из данных отслеживания судов, которые собрал Bloomberg. Как отмечает агентство, это может указывать на то, что США, если захотят, могут нарушить цепочку нефтяных поставок Москвы. Осенью 2023-го в основном за нарушения ценового лимита под ограничения подпали 40 российских судов. Лишь один из них забрал груз и направляется сейчас в Азию. Половина этих танкеров принадлежит государственной компании «Совкомфлот», восемь из них уже почти полгода простаивают у портов Владивосток и Находка.


                Стой, кто везет

При этом, по данным Bloomberg, под рестрикциями сейчас находится лишь малая часть так называемого теневого флота России. Его реальные размеры оценить сложно, но речь может идти более чем о тысяче судов, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Нет корреляции между количеством танкеров, которые простаивают в портах или движутся, и объемами экспорта из России. То есть мы видим даже переизбыток танкеров, которые готовы перевозить российскую нефть.

В чем смысл ограничений против задействованных в перевозке российского сырья судов

В прошлом году насчитывали около 1 тыс., тех, кто работает с подсанкционной нефтью: иранской, российской, венесуэльской. В этом году уже говорят про 1,1 тыс., 1,15 тыс. судов. Опять же, на фоне того, что Россия даже снизила объемы экспорта в рамках решения ОПЕК+, дополнительных добровольных сокращений объемов производства, явно, что у нас нет проблем сейчас с вывозом. Даже в статье Bloomberg указано, что часть танкеров, против которых были введены санкции, все равно продолжает работать, и они постоянно востребованы.

Объяснение простаивания танкеров может быть только в том, что страховать их дороже, причем страховкой занимаются российские либо азиатские компании, турецкие. Опять же, не каждый порт их возьмет обслуживать и ремонтировать.

В этом плане все выливается в более дорогую стоимость перевозки. Соответственно, если есть возможность выбрать танкер, компания может взять более дешевый, с более низкой ставкой фрахта».

Теневой российский флот может использовать продвинутые технологии, которые позволяют танкерам скрывать свое текущее местонахождение. О такой схеме ранее писала The New York Times. Раньше для сокрытия данных могли просто отключить транспондер, специальный прибор учета перемещений. Теперь чаще пользуются техникой, которая называется спуфинг. В прошлом году источники газеты обнаружили шесть судов, которые находились у российского побережья, но их приборы передавали совсем другие координаты. Таким образом танкеры могут избежать проверок со стороны американских надзорных органов.

Как G7 планируют повлиять на морские перевозки российского топлива

Независимый эксперт Дмитрий Лютягин не исключает, что часть теневого флота может пользоваться такой технологией: «Российские компании, по сути, сейчас находятся вне зоны этого юридического поля, этого действия санкций. Я полагаю, что какие-то из судов могут это оборудование снимать и устанавливать иное, которое позволяет декларировать использование общих стандартных норм, но через программное обеспечение вмешиваться в работу этого оборудования. И здесь, думаю, программным образом, наверное, наши компании могут этим пользоваться».

Наличие у России теневого флота говорит о том, что потолки цен на российскую нефть не работают, заявила в конце апреля Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев. Источники Bloomberg после этого допустили, что в рамках 14-го пакета санкций Евросоюз может вести ограничения против 11 российских судов, которые могут участвовать в серых перевозках.

С нами все ясно — Telegram-канал «Ъ FM».

Екатерина Вихарева

Источник: www.kommersant.ru

Недавние новости

Миллер предупредил о риске нового ценового шока на рынке газа Европы

makocho

Экс-глава Минсельхоза Ткачев удивился зарплатам начинающих доярок

makocho

Бизнес ответил на вывод ФАС о высокой наценке на хлеб

makocho