Насколько эффективным окажется этот способ доставки
Роботов-курьеров запустили в жилые кварталы. Компания «Яндекс» сообщила о расширении зоны доставки, теперь их можно будет встретить в Фили-Давыдково, Раменках, Пресненском и еще пяти районах Москвы. До сих пор роботы работали только в Хамовниках и на Лесной улице. Способ доставки роботом предлагают при наличии свободного аппарата. У них есть ряд ограничений, например, радиус поездки не более 2 км, время доставки в среднем 11 минут, при том, что живой курьер справляется с работой за 8 минут.
Кроме того, аппарат не может привезти заказ к дверям офиса или квартиры, клиенту приходится выходить за ним на улицу. Несмотря на все минусы, парк механических доставщиков будет расти, это связано с дефицитом сотрудников в сервисах доставки, полагает гендиректор компании LogiX Андрей Павлович: «Это уже становится необходимостью, потому что очень сложно находить людей. Стоимость курьерской доставки растет, как и заработные платы. Поэтому можно однозначно сказать, что стоимость аппарата как инвестиции на единицу данного оборудования при масштабировании технологий будет снижаться, это происходит с любой технологией.
Будет ли успешна услуга аренды роботов-курьеров
Сейчас очень динамично развивается быстрая доставка именно еды, это система потребления, которая уже сложилась, люди привыкли пользоваться экспресс-сервисами. Это как раз доставка на небольшие расстояния, где и оперируют роботы, где это, наверное, наиболее эффективно, и размер заказа там тот, который вмещает данный робот. Безусловно, могут доставляться и мелкие товары, но, как правило, их активно заказываются на маркетплейсах, и там немного другая структура заказа.
Более 90% продаж на маркетплейсах проходит через пункты выдачи, и там просто нецелесообразно использовать этих роботов, а разделять потоки: крупные товары доставлять отдельно от мелких, наверное, не очень перспективно. Возможно, в какой-то момент, при развитии технологии могут быть подобные роботы-доставщики из ПВЗ к подъездам, что будет удобно для клиента. Но потенциально будет развиваться именно доставка из магазинов, опять же, на небольшом радиусе».
Беспилотная доставка появилась у «Яндекса» четыре года назад. Был период, когда компания работала совместно с «Почтой России» на доставке мелких грузов. Но после тестирования аппараты перевели на заказы из «Яндекс Еды» и «Лавки». Сейчас сервисом пользуется более 200 магазинов и ресторанов, сообщает компания. В том числе «Вкусно — и точка», «Азбука вкуса», «Теремок», «Шоколадница», «Бургер Кинг» и «Андерсон».
В чем причина нехватки сотрудников на рынке доставки
Но робот-курьер это, скорее, маркетинговый ход, для рутинной ежедневной работы он не годится, считает сооснователь компании «Много лосося» Александр Мутовин: «Сами роботы очень симпатичные, и то, что можно автоматизировать этот процесс, нам очень нравится. Эта идея, с учетом того, насколько дорожает сейчас доставка, очень правильная. Однако текущее решение, на наш взгляд, требует развития и доработки, потому что клиент в Москве, на самом деле, хочет, чтобы доставили прямо до двери, чтобы ему не нужно было никуда спускаться и забирать заказ.
Надо искать какие-то дополнительные решения. Может быть, доставлять до жилых комплексов, и в рамках жилых комплексов должны быть, условно, ресепшены, где люди готовы принять заказ и доставить до дверей. Мы тестировали разные способы, и с роботами, и без роботов. Сейчас мы предпочитаем работать с людьми именно потому, что расстояния и погода бывают разные, и, опять же, это условие про необходимость доставки до двери. В этом смысле сильно удобнее работать с людьми».
В течение 2024 года «Яндекс» намерен увеличить количество своих роботов со 130 до 260. Кроме того, компания начнет сдавать их в аренду другим организациям. Предполагается, что к следующему году стоимость доставки роботами не будет превышать стоимость обычной. Для этого коэффициент загруженности робота-курьера должен быть не ниже 80% — это 12-15 доставок в день.
С нами все ясно — Telegram-канал «Ъ FM».
Источник: www.kommersant.ru