Причально, но факт

Грузооборот российских портов сокращается все быстрее

Темпы снижения грузооборота российских портов ускоряются. По итогам января—апреля перевалка год к году сократилась на 4,3% против падения на 3,3% за первый квартал. Основные потери пришлись на уголь и нефтепродукты, экспорт которых снизился из-за эмбарго и ремонтов на НПЗ. Наибольший прирост показали удобрения, спрос на которые стимулируют низкие цены.


                Причально, но факт

Грузооборот портов РФ в январе—апреле снизился на 4,3% год к году, до 288,4 млн тонн, сообщил “Ъ” источник в отрасли, знакомый со статистикой. Относительно прошлого года не было обработано 12,8 млн тонн грузов. Перевалка наливных грузов сократилась на 5,1% год к году, сухих — на 3,4%. Наиболее серьезные потери грузооборота наблюдались в Азово-Черноморском бассейне (АЧБ), где обработка грузов год к году сократилась почти на 7 млн тонн в основном за счет угля. В Дальневосточном бассейне показатель снизился на 2,5 млн тонн, в Балтийском — на 2,2 млн тонн, в Арктическом — на 2 млн тонн год к году. В первом квартале грузооборот портов был ниже прошлогоднего на 3,3%.

Заметнее всего в тоннаже упала перевалка каменного угля — на 15%, или на 10,5 млн тонн, до 59,5 млн тонн. Основные потери пришлись на порт Тамань, где в условиях ценовых споров угольщиков с ОТЭКО (см. “Ъ” от 12 апреля) перевалка снизилась на 5,7 млн тонн. Еще 1,2 млн тонн угля недогружено в Дальневосточном бассейне, 2,6 млн тонн — в Балтийском бассейне, основные потери пришлись на терминалы Ванино и Усть-Луги. По данным Kpler, морской экспорт угля из РФ в январе—марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн, в условиях спада мировых цен (см. “Ъ” от 12 апреля).

На 18,5% год к году, до 37,8 млн тонн, сократилась перевалка нефтепродуктов. Основные потери пришлись на Балтийский бассейн и АЧБ, где перевалка снизилась на 5,7 млн и 3,3 млн тонн соответственно.

Виктор Катона из Kpler объясняет падение перевалки и экспорта нефтепродуктов снижением нефтепереработки из-за ремонтов НПЗ, в том числе внеплановых из-за ударов беспилотников, а также действием с марта запрета на экспорт бензина. По его оценкам, по сравнению с обычным весенним циклом переработки мощности НПЗ были недозагружены примерно на 400 тыс. баррелей в сутки. Максим Малков из Kept добавляет, что на перевалке нефтепродуктов в портах также сказалась оптимизация железнодорожных поставок наливных грузов, если учитывать сведения ОАО РЖД.

Но, указывает он, в мае российские власти объявили о насыщении внутреннего рынка топлива, и при снятии ограничений на экспорт вырастут и объемы перевалки. Как сообщали источники “Ъ”, постановление правительства, которое откроет возможность экспорта бензина до конца июня, может быть опубликовано на этой неделе (см. “Ъ” от 14 мая).

Перевалка лесных грузов в январе—апреле сократилась на 29,7% год к году, до 621,3 тыс. тонн. Показатель не включает грузы в контейнерах. На Дальнем Востоке, основном маршруте для таких грузов, перевалка снизилась на 21,4%, до 440 тыс. тонн. В Рослесинфорге отмечают, что на экспорте российской древесины сказываются снижение закупок Китаем в первом квартале и осторожная торговая политика стран СНГ, связанная с опасениями вторичных санкций и с колебаниями внутреннего спроса. Одновременно в России растет внутреннее потребление древесины, добавляют в Рослесинфорге.

Грузооборот металлопродукции в портах, за вычетом грузов в контейнерах, также снижается. Перевалка металлолома в январе—апреле сократилась на 6,9%, черных металлов — на 9% и цветных металлов — на 23,6% год к году. На железной дороге за этот период погрузка лома снизилась на 18%, черных металлов — на 5,3%, руд цветных металлов — на 9,2%. Спад погрузки цветных металлов частично объясняется контейнеризацией. Так, «Норникель», говорит источник “Ъ” в отрасли, экспортирует в контейнерах. Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что переориентация на китайский рынок, скорее всего, идет по железной дороге, так как в стоимости цветных металлов транспортировка занимает не столь значимую долю. Кроме того, это позволяет избежать узкого участка на подъезде к восточным портам, добавляет он. В «Норникеле» и «Русале» комментарии не предоставили.

Перевалка растет у грузов, по которым фиксируется и увеличение железнодорожной погрузки,— удобрений, зерна и грузов в контейнерах. Наибольший прирост показала перевалка удобрений, которая в январе—апреле выросла на 32,3% год к году, до 13,9 млн тонн. В ОАО РЖД сообщили о росте экспорта удобрений по сети за этот период на 20,7%, до 10,7 млн тонн. В Центре ценовых индексов связывают динамику с низкими ценами на удобрения, стимулирующими спрос. Собеседники “Ъ” на рынке добавляют к этому расширение мощностей терминала «Ультрамар» и наладку экспорта белорусских удобрений через терминалы РФ.

Наталья Скорлыгина, Ольга Мордюшенко, Дмитрий Козлов, Евгений Зайнуллин

Источник: www.kommersant.ru

Недавние новости

RTP Global Леонида Богуславского инвестировал в индийский fashion-стартап Zyod

makocho

«Макфу» передали под управление структуре Россельхозбанка

makocho

В России предложили ограничить стоимость эвакуации авто

makocho