Директор брендов Omoda и Jaecoo в РФ Владимир Стоякин о продажах автомобилей
По итогам апреля китайские бренды продолжали доминировать на российском рынке новых легковых автомобилей, хотя их совокупная доля за месяц сократилась с 57,3% до 55,2% по мере распродажи моделей 2023 года. О планах на рынок, работе с дилерами, позиционировании и роли утильсбора “Ъ” рассказал директор брендов Omoda и Jaecoo, принадлежащих группе Chery, в России Владимир Стоякин.
— Какие у вас планы по объему продаж в 2024 году?
— Для нас не так важна абсолютная цифра. К концу апреля, по нашим данным, доля составляет 4,8% по брендам Omoda и Jaecoo, что на 0,3% больше, чем в марте. Мы планируем в ближайшее время нарастить долю до 6% и далее продолжить рост до 8%, хотя есть много факторов, которые сейчас сложно спрогнозировать.
— Вы планируете наращивать долю, продолжая импортировать?
— Да, конечно. Логистические цепочки уже выстроены. Мы формируем заказы на производство, опираясь на потребности рынка, а также исходя из нашего видения, после чего направляем запрос в Китай.
— Нет проблем с наращиванием заказа в Китае?
— Пока что проблем у нас с этим не возникало. Мы формируем краткосрочные заказы, что позволяет действовать очень гибко.
— Решена проблема с затовариванием складов в России, которая была на начало 2024 года?
— Не назову это какой-то острой проблемой. В нашем распоряжении достаточный склад, который обеспечивает потребность всех дилеров и располагает запасами на случай, если произойдет резкое увеличение спроса.
— Продолжаете давать скидки, спецпредложения?
— У нас есть программы поддержки, в первую очередь на автомобили 2023 года. Они еще есть в дилерских центрах, хотя их количество существенно снижается, с апреля идет поставка автомобилей 2024 года. Помимо этого, у нас есть банки-партнеры, которые при нашей поддержке предлагают специальные кредитные продукты. Дополнительно наша компания предлагает возможность trade-in.
— Сдают уже в trade-in автомобили китайских брендов?
— Да, клиенты других брендов пересаживаются на наши автомобили.
— На рынке есть мнение, что субсидированная ставка не решает ничего для клиента.
— Безусловно, есть клиенты, которые готовы приобретать автомобиль и под 20% годовых, но в целом наличие дополнительной поддержки оказывает заметный стимулирующий эффект. Представьте, вы выбираете автомобиль в кредит и вам говорят: вот есть кредитная программа на конкретную модель бренда под 20–22% годовых и есть субсидированные программы под 12% годовых.
— Какая доля машин продается в кредит?
— Если говорить про Omoda и Jaecoo, то порядка 80% автомобилей.
— Судя по автосалону в Пекине, Chery во многом ориентируется на модели на новых источниках энергии. Ваши планы в РФ предполагают, что гибриды или электромобили займут существенную долю?
— Думаю, здесь все будет зависеть от того, как рынок будет расти конкретно в этом сегменте. Мы наблюдаем сдержанное увеличение интереса со стороны покупателей. Сейчас рынок электромобилей в России — это 1,5%. По электромобилям и гибридам все будет зависеть от нескольких факторов. Первое — инфраструктура. Второй фактор — восприятие людей. И также существует ряд других, достаточно рациональных, связанных, например, со стоимостью нефтепродуктов. Если в какой-то момент происходит резкое удорожание, это будет сигнал рынку о том, что пора искать альтернативу.
— Вам могут, условно, навязывать какие-то объемы электромобилей и гибридов?
— Нет, это исключено. Мы исходим исключительно из рыночного спроса. Если мы понимаем, что вот сейчас в России нужно выходить на определенные объемы, потому что этого требует рынок, то мы соответствующим образом формируем заказы на производство.
— Chery показала зарядные станции. Предполагается их поставлять в Россию?
— Мы будем готовы предложить клиентам продукт вместе с сервисом, который будет обеспечивать его работу. Иными словами, подразумевается, что вместе с автомобилями будут доступны и зарядные станции.
— Это будет обязательно для дилеров?
— Да, в наших стандартах для дилерских центров прописано обязательное экспонирование и наличие функционирующих зарядных станций.
— В Китае показали и робота-консультанта Omoda. Это тоже станет каким-то стандартом оснащенности для дилеров? У них нет таких опасений?
— Пока ничего не могу сказать по этому поводу. Мы видели только отдельные фрагменты того, что этот робот умеет. Нам нужно внимательнее ознакомиться с этим продуктом, оценить его потенциал. Но почему это должно вызывать опасения? Все стандарты в первую очередь нацелены на улучшение качества обслуживания клиентов и стимулирование продаж.
— Сейчас Omoda и Jaecoo могут вместе экспонироваться в одном дилерском центре, не планируется это менять?
— Разводить по разным сетям — большой вопрос. Трудно сказать, насколько это будет интересно нашим дилерам. Опираясь на существующий модельный ряд, мы пришли к выводу, что для нас больше подходит формат общих дилерских центров. Не в последнюю очередь это позволяет более эффективно использовать площадь.
— Кто аудитория в России у Omoda и Jaecoo?
— Если мы говорим про Omoda, это в основном молодые водители. Jaecoo в большей степени мы позиционируем для активного образа жизни.
— Omoda останется для вас основным брендом по объему продаж?
— Рано делать какие-либо выводы. Omoda на нашем рынке уже полтора года, а Jaecoo только восемь месяцев, семь из которых был представлен одной моделью J7. Очевидно, что за счет более длительного присутствия на российском рынке и широкого модельного ряда у Omoda сильные позиции. В середине апреля мы выпустили на российский рынок Jaecoo J8, рассчитываем, что доля рынка по обоим брендам будет соразмерно расти.
— Сейчас вновь активно обсуждается вопрос повышения утильсбора. Это как-то скажется отрицательно на ваших продажах или есть некий гэп в цене, чтобы сдерживать эффекты?
— Никаких гэпов у нас нет. Повышение утильсбора может повлечь за собой изменения в самой структуре рынка. Сейчас сложно сказать, какие именно: не хватает вводных данных, когда, что и на сколько увеличится.
Источник: www.kommersant.ru