Екатерина Струкова
Опрошенные RB.RU эксперты высказались о первом посте основателя Telegram Павла Дурова, который тот написал из Франции, где был задержан в аэропорту 24 августа, четыре дня провел за решеткой, а после под залог в €5 млн помещен под судебный надзор. Не исключено, что в Париже Дуров пробудет не менее полугода.
Мнения экспертов по поводу содержания поста разошлись: одни считают, что Дуров испугался и начал сотрудничать с французскими силовиками, другие — что россиянин держит ключи шифрования при себе, тем самым только укрепляя свой личный бренд, который на фоне последних событий «полетел в стратосферу».
https://rb.ru/author/strukova/
Дуров решил впервые высказаться спустя почти две недели после задержания. Уроженец Ленинграда опубликовал свое послание в англоязычной версии личного Telegram-канала и менее чем за сутки собрал 2,4 млн платных реакций в поддержку. Например, 24 тыс. звезды можно купить за 44 тыс. рублей. Таким образом, пользователи собрали для Дурова около 4,4 млн рублей.
Основателю Telegram предъявили обвинения, связанные с отсутствием сотрудничества с властями по поводу преступлений, совершаемых пользователями мессенджера, где он 100%-ный собственник и CEO. Ознакомиться с постом Дурова можно по ссылке.
Пост Дурова вызвал неоднозначную реакцию пользователей. Кто-то говорил, что основатель платформы, скорее всего, договорился о модерации мессенджера со стороны французских властей. Кому-то показалось, что смысл поста заключается в том, что Дуров готов «отменить» Telegram во Франции. Часть пользователей посчитала, что за «айтишника» пост написали его адвокаты.
Бывший пресс-секретарь Дурова Георгий Лобушкин в своем Telegram-канале уже успел назвать пост Дурова «шикарным с точки зрения грамотного позиционирования личного бренда».
«Французы заметят, что Павел Валерьич признал несовершенство и ошибки, готов к рациональному сотрудничеству, которое, между прочим, уже проявлялось при предотвращении терактов. Американцы увидят, что он молча уходил из злых Ирана и России. Нас с вами, друзья, поблагодарил за мемы — в этом мы точно были впереди всех», — заключил Лобушкин, добавив, что это «вполне предсказуемое поведение для человека, который рискует потерять многое».
Основатель и генеральный директор брендингового агентства Kuznets Agency Алексей Кузнецов также обратил внимание, что в конце своего поста Дуров поблагодарил пользователей «за любовь и мемы», причем про мемы основатель Telegram не просто так заявил именно в конце.
«Про мемы — это прерогатива социальных сетей: свобода, стиль, ультрасовременное мышление и коммуникативный язык. За этим читается посыл к аудитории разных стран вне религии, политики. Самое последнее слово длинного заявления — ”мемы”. Это и отношение бренда к юмору и также это сильнейшая единица культурного кода человечества на момент 2024 года», — отметил Кузнецов в беседе с RB.RU.
Отвечаем на вопросы об «антиотмывочном» законе и подсказываем, что делать, если вы столкнулись с ограничениями, в курсе «Самое важное о 115-ФЗ».
Директор «Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров» Владимир Зыков, считает, что Дуров, скорее всего, договорился с французскими властями, а его первое после задержание публичное сообщение «насыщено отмазками».
«Пост насыщен отмазками из серии «мы тут со всеми договариваемся, мы тут белые и пушистые, а если с кем-то не договариваемся, то уходим на страны, как из России и Ирана». При этом ключевой посыл поста Дурова и вовсе звучит смешно: «Мы и так работаем с французскими властями, чего же вы раньше не сказали?»», — рассуждает эксперт. Зыкова удивило, что Дуров в качестве примера «ухода» говорит о России, где Telegram на самом деле остался. Зыков предполагает, что в этом случае властям удалось договориться с Дуровым.
«Кто это решение суда отменил, мне неизвестно. По идее, у нас любые отмены решения суда в компетенции только суда. А тут его почему-то Роскомнадзор сам разблокировал. Очевидно, что это показатель подхода Дурова», — считает эксперт.
Юрист по корпоративному праву Юлия Бондаренко считает, что пост Дурова — это часть разрабатываемой стратегии защиты со стороны адвокатов.
«Люди ждали личного комментария. То, что он был выпущен не сразу после освобождения, как раз и показывает, что над его содержанием думали и подбирали слова и посылы. В своем посте Дуров в первую очередь говорит: «Не бойтесь передачи информации и не убегайте с Telegram»», — считает юрист.
Старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова добавляет, что пост был необходим, чтобы избежать домыслов.
«Даже несмотря на давление, которое оказывают сейчас французские власти, платформа не намерена подчиняться каким-то незаконным, на их взгляд, требованиям. При этом Павел Дуров открыто говорит о том, что платформа уходит из тех стран, в которых взгляд государственных служб на политику конфиденциальности пользователей не совпадает со взглядами Telegram. Не исключено, что Франция станет следующей. Также владелец платформы подчеркивает, что она ежедневно ведет борьбу с распространением запрещенной информации или той, которая угрожает принципам государственной безопасности, но от своих принципов конфиденциальности никто отступать не намерен», — говорит юрист.
Редактор и контент-продюсер, владелец собственной сети Telegram-каналов «Экономизм» Алексей Кричевский считает, что ничего критичного ни для конфиденциальности, ни для будущего платформы не произошло. Дуров достаточно ясно изложил свою позицию, из которой ясно, что никаких ключей никому он передавать не будет и у него есть полное непонимание самого факта ареста.
«Проблема ведь была в том, что в ЕС платформа выглядела как своего рода темное пространство для разного рода преступников — мол, создатель не сотрудничает с властями и из-за этого все подряд могут там договариваться о чем угодно. Хотя на самом деле это очень спорный тезис, равно как и то, что сам Дуров — пособник терроризма. Теперь Telegram — самое скачиваемое приложение если не во всей Европе, то как минимум во Франции и чуть погодя люди поймут, что мотивы ареста — совсем не безопасность», — считает Кричевский.
Эксперт добавляет, что происходящее скорее всего повлияет только на планы IPO, они сдвинутся, и держателей облигаций, которые рассчитывали поменять их на акции.
При этом личный бренд Павла Дурова после таких событий и нескладности обвинения «полетел в стратосферу», считает Кричевский.
«Обвалиться он может только если Дуров сбежит из Франции, или если спецслужбы получат самый прямой доступ к Telegram», — считает эксперт.
Фото на обложке: Thrive Studios / Shutterstock
Источник: rb.ru