Минфин выступил против моратория на обнуление демпфера
Как стало известно “Ъ”, Минфин не поддержал предложения отменить до конца сентября условия по обнулению демпфера и расширить диапазон отклонения биржевых цен для получения нефтяниками выплат. В министерстве сочли, что такие меры не будут способствовать стабильности цен на внутреннем рынке. В то же время там концептуально согласны с идеей не обнулять демпфер при превышении порога отклонения цен только по бензину или дизтопливу. Эксперты считают разделение логичным, но видят риски в снижении регуляторного эффекта демпфера.
Минфин не поддержал предложение «Роснефти» о введении до конца сентября моратория на обнуление бюджетных выплат по демпферу. Такую позиция высказал замминистра Алексей Сазанов в письме в правительство от конца апреля (копия есть у “Ъ”). Глава «Роснефти» Игорь Сечин в обращении к премьеру Михаилу Мишустину пояснял, что мораторий на обнуление выплат необходим «на период стабилизации ситуации» на топливном рынке (см. “Ъ” от 24 апреля). В качестве альтернативы топ-менеджер предлагал расширить разрешенный диапазон отклонения оптовых цен, чтобы демпфер не обнулялся. Эту идею Минфин также не поддерживает, следует из письма господина Сазанова. В Минфине “Ъ” не ответили. В «Роснефти» оперативный комментарий не предоставили.
Бюджет выплачивает демпфер как субсидию нефтяным компаниям, чтобы те сдерживали внутренние цены на топливо при высоких экспортных нетбэках. Но если оптовые цены на топливо в России слишком сильно растут и в среднем за месяц отклоняются от установленных в Налоговом кодексе (58,65 тыс. руб. за тонну по бензину и 55 тыс. руб. по дизтопливу) более чем на 10% и 20% соответственно, демпфер в этот месяц не выплачивается.
Как отмечает в письме Алексей Сазанов, основная задача механизма демпфера — поддержание стабильного уровня цен на топливо на внутреннем рынке, а установленное в Налоговом кодексе ограничение предельного отклонения оптовой цены реализации моторного топлива от индикативного уровня оптовой цены — инструмент по снижению ценовой волатильности.
«Предлагаемые меры по приостановке действия или увеличению установленного предельного отклонения оптовой цены реализации моторного топлива… не будут способствовать стабильности цен на внутреннем рынке»,— пишет чиновник. В то же время Минфин «концептуально» поддержал другое предложение «Роснефти» — не обнулять полностью выплаты при превышении порога отклонения цен только по одному продукту — бензину или дизтопливу.
Согласно схеме, демпфер не будет обнуляться по тому продукту, порог отклонения по которому не превышен. Как поясняет господин Сазанов, Минфин готов подготовить соответствующий проект нормативного акта при наличии поручения правительства.
Топливный демпфер начал работать в 2019 году и обнулялся лишь однажды из-за резкого роста цен на топливо — в сентябре 2023 года. Тогда правительство ввело эмбарго на экспорт бензина и дизтоплива. В марте этого года снова был введен запрет на экспорт только для бензина. По данным “Ъ”, действие ограничения может быть временно приостановлено в начале недели. С отменой запрета стоимость топлива на бирже возобновит рост, отмечали собеседники “Ъ”. В пятницу, 17 мая, стоимость бензинов Аи-92 и Аи-95 на СПбМТСБ снизилась на 1,5% и 0,88%, до 47,6 тыс. руб. и 54,2 тыс. руб. за тонну соответственно.
Налоговый эксперт Борис Луцет считает, что в части моратория позиция Минфина «вполне предсказуемая, поскольку он означает отказ от базовой компоненты демпфера». Разделение же дизельной и бензиновой компоненты эксперт называет «вполне логичным и методологически правильным». Но, уточняет господин Луцет, регуляторный эффект демпфера в этом случае снижается, и естественно, Минфину «сложно самостоятельно принять такое решение». По мнению эксперта, в случае поддержки позиции Минфина правительством решение может быть реализовано уже в весеннюю сессию.
Источник: www.kommersant.ru