Как предприниматели справляются со снижением поставок из КНР
Российский бизнес ждет сокращения импорта из Китая из-за проблем с платежами. Поставки из КНР уже снижаются два месяца подряд. В апреле показатель упал на 13% до $8 млрд, следует из данных Главного таможенного управления страны. Собеседники “Ъ FM” говорят, что ситуация с каждым месяцем становится хуже из-за того, что местные банки отказываются принимать платежи из России. При этом способы обойти ограничения есть, однако они либо недолговечны, либо приводят к кардинальному росту издержек. Тему продолжит Владислав Викторов.
Собеседники “Ъ FM” говорят, что в торговле с Китаем происходит настоящий обвал. В начале 2024 года в страну еще поступали заказы, оплаченные в конце 2023-го, но в конце февраля количество новых контрактов стало резко сокращаться. Все из-за местных банков, которые по началу только задерживали платежи из России, а затем и вовсе перестали принимать деньги российских юрлиц. Среди таких, например, крупнейший государственный Bank of China. Сейчас ситуация дошла до того, что отправителям возвращается больше половины переводов в юанях.
Насколько велики убытки российского бизнеса из-за вторичных санкций США
Причем это касается сделок по самым разным товарам, отмечает сооснователь цифровой системы для бизнеса «Digital ВЭД» Анна Фомичева: «Половина платежей, которые касаются оборудования, я уже не говорю про «санкционку», все, что, по мнению китайских властей, может быть двойного назначения, не проходит. У меня порядка 20 платежей просто висит. За театральное оборудование в середине апреля я отправила платеж, он зачислился в начале мая на корсчета, и банк продолжает проверять коды ТН ВЭД и не зачисляет поставщиков. У одного из клиентов детские панели, там тоже посчитали, что это товар какого-то двойного назначения. Это не касается только одежды».
Еще в апреле собеседники «Известий» заявляли, что примерно 80% платежей китайские банки возвращают отправителям. В то же время государственные организации формально не запрещают российским компаниям открывать счета. Но для того, чтобы проводить платежи, например, в Европу, они требуют лично предоставлять дополнительную документацию по каждой операции. На их проверку уходит до десяти месяцев, говорят эксперты.
Из-за чего Китай увеличил расценки на грузоперевозки в РФ и Белоруссию
Решение проблемы предлагают российские банки, но лучше не становится, говорит исполнительный директор компании Transasia Logistics Кирилл Латинский: «Если говорить про импорт из Китая, то сейчас основное решение — это платежи за товар по линии ВТБ. В России открыть счет проблем не составляет, а вот для китайских экспортеров открытие счета в «дочке» банка ВТБ — это серьезная проблема. Там очередь занимает около трех-четырех месяцев, и китайское правительство вне очереди пытается продвинуть в этот затор госкомпании. Соответственно, частный бизнес находится на вторичных позициях, и вся эта история носит характер некоего хаоса».
Проблема еще и в том, что любые новые способы обойти строгий комплаенс, как правило, работают не больше двух месяцев, говорят собеседники “Ъ FM”. И каждая последующая схема становится дороже. Например, некоторые компании решают проблему с помощью небольших китайских банков. Однако этот вариант может потянуть не каждый предприниматель, отмечает партнер Guskov & Associates Галина Князева: «Есть банки второго-третьего эшелона, которые продолжают работать.
Единственное их номинальное требование — это договор аренды офиса в провинции, где располагается этот банк. Если раньше нам это показалось бы жестким условием, то сейчас у нас нет выбора. Нынешняя ситуация ведет к тому, что остается крупный бизнес, они находят средства, открывают счета в других юрисдикциях, а мелкое предпринимательство просто не вытягивает такую высокую стоимость поддержания этой финансовой инфраструктуры».
Какие вопросы станут темой поездки Владимира Путина в Китай
В итоге собеседники “Ъ FM” ожидают, что в мае импорт из Китая снова снизится. Это при том, что Москва и Пекин активно ищут способы решить эту проблему, по крайней мере, так говорят в Кремле. Пока риски вторичных санкций отбивают желание у КНР помогать обходить действующие ограничения. Но 16 мая в Китай отправится Владимир Путин, и что-то может измениться.
С нами все ясно — Telegram-канал «Ъ FM».
Источник: www.kommersant.ru