Центр макроэкономического анализа сообщил о «чеболизации» российской экономики

Центр макроэкономического анализа сообщил о «чеболизации» российской экономики

Екатерина Алипова

Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов заявил о «чеболизации» российской экономики. По его словам, объединение под единым корпоративным «зонтом» финансовых, торговых и промышленных активов «оправдано» в современных условиях, но это лишь «этап» — временное явление.

    Новости

Термин «чеболизация» пошел от корейского слова «чеболь» — так называют форму торгово-промышленных многоотраслевых конгломератов в Южной Корее, напоминает РБК. В Японии такие объединения именуют «дзайбацу».

Наиболее яркими представителями корейских чеболей можно назвать Samsung, LG, Lotte и Hyundai. Согласно данным McKinsey, выручка топ-10 лидирующих чеболей страны в 2017–2021 гг. составляла 60% ВВП страны.

В России тренд начал набирать обороты из-за санкционного давления и ухода зарубежных брендов. К отечественным чеболям можно отнести «Сбер», «Газпромбанк», «Яндекс», МТС и др. (аналитика замдиректора центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина).

В России «синергия финансового, торгового и промышленного капитала — чеболизация по форме, не по генезису», считает первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков. Он также уверен в продолжительности тренда, поскольку «у банков есть деньги, а значит, и возможность формировать и финансировать долгосрочную стратегию для своих промышленных дочек»

В начале 2000-х годов Россия уже переживала бум чеболей, к которым тогда относили «Интеррос», АФК «Система», «ЛУКОЙЛ», «Альфа-Групп», «Российский алюминий», МЕНАТЕП, «Сургутнефтегаз» и «АвтоВАЗ».

Новый виток появления чеболей, по мнению Белоусова, связан с потребностями экономики, это «неизбежный и правильный этап развития»: «Прямо сейчас нам нужно создать нормальный промышленный капитал, и для него важна финансовая составляющая».

При этом эксперт подчеркивает, что финансовым институтам необходима «сеть кооперации» и «достаточный потенциал» для реального развития промышленных активов. А не повторение «лихих девяностых», когда банки просто покупали компании, а дальше не развивали их, попросту не зная, что и как делать.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

«Чеболи, будучи очень крупными структурами, могут быстрее принимать решения внутри группы. В крупных финансово-промышленных группах между предприятиями гораздо более высокая степень внутрифирменного доверия, контракты заключаются проще и быстрее», — добавляет Федюнина.

При этом Белоусов отдельно говорит о том, что необходим поиск балансира для чеболизации, поскольку крупные конгломераты редко бывают способны создавать прорывные ноу-хау: «Уравновесить сможет малый и средний динамично развивающийся бизнес, который может закрывать риски, который может лезть в сектора, в которых нас еще нет, предлагать новые решения».

Правда, по мнению Федюниной, соблюсти баланс будет сложно, поскольку МСП почти нереально конкурировать с крупными корпорациями, а поддержка чеболизации чревата серьезными рисками монополизации рынков.

Фото на обложке: Unsplash

Источник: rb.ru

Недавние новости

Поставки краба на рынок России выросли за год на 20%

makocho

Стали известны новые цены на Lada Granta и Lada Vesta после подорожания

makocho

Bloomberg подсчитал, на сколько за год стали богаче миллиардеры из России

makocho