Как функция блокировки интернет-рекламы в iOS 18 скажется на прибыли СМИ
В Великобритании раскритиковали американскую корпорацию Apple за планы блокировать рекламу в интернете. По данным Financial Times, в следующей версии iOS может появиться функция «веб-ластик». Этот инструмент на основе искусственного интеллекта позволит пользователям удалять фрагменты веб-страниц, в том числе рекламные баннеры. Британская Ассоциация новостных медиа, куда входят, в том числе Times, The Guardian и The Daily Telegraph, направила в Apple письмо и заявила об угрозе для финансовой устойчивости журналистики.
Как сильно новый инструмент ударит по СМИ? И чего добивается Apple на самом деле? На эти вопросы “Ъ FM” ответил главный редактор портала ITZine.Ru Сергей Кузнецов: «У Apple есть собственный сервис Apple News, который работает во всех странах, кроме России, и компании, наверное, хотелось бы, чтобы люди больше им пользовались. Кроме того, показ большого количества рекламы, разумеется, снижает user experience, который Apple хочет делать лучше, веселее, красивее и понятнее.
Как стремление к максимально быстрой разработке ИИ-инструментов вредит их качеству
Разумеется, Apple как один из крупнейших рекламодателей хочет, чтобы вы смотрели его рекламу, а не каких-то других людей. Если Apple внедрит такую функцию, другие медиа могут пострадать. В особенности те, кто использует сейчас такие баннеры, как splash screen, например, на весь экран, потому что в этом случае, если пользователь будет говорить, мол, уберите-ка мне эту рекламу, ИИ будет довольно быстро обучаться и всем эту рекламу резать. А это один из самых выгодных баннеров, соответственно, я думаю, что 20-30% прибыли как минимум у издателей может срезаться.
Другой вопрос: со всеми ли рекламными сетями будет работать Apple, всю ли рекламу она будет резать? Тут, конечно, издателям придется также, помимо подписной модели, больше напирать на какие-то собственные спецпроекты, условно, нативную рекламу. При этом баннерами от рекламных сетей, скорее всего, начнут немножко брезговать, потому что очень легко определяется, что это рекламный блок.
Если Apple на уровне системы будет это делать, и не будет никаких договоренностей, например, что реклама Google или «Яндекса» пропускается, то смысла размещать эту рекламу, по сути, не будет, нужно будет искать какие-то другие методы заработка».
Обновления Apple не впервые возмущают издателей и рекламодателей. Три года назад в ее операционной системе появилась функция, которая запрещает приложениям собирать данные о пользователях без их прямого согласия. По данным профильных СМИ, в США ее включают 96% владельцев гаджетов. На этом фоне доходы рекламодателей упали на 15-20%. Из-за новой функции только компания Meta, признанная в России экстремистской, потеряла за год больше $12 млрд.
Не исключено, что действиями Apple заинтересуются антимонопольные органы, отмечает адвокат, партнер Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова. Правда, по ее словам, исход такого дела неочевиден: «В Европе конкурентное право построено по принципу избирательных расследований. То есть в первую очередь расследуются те дела, которые действительно могут повлечь устранение конкурентов с рынка. А здесь вопрос в том, что Apple не является прямым конкурентом для онлайн-изданий.
Чем примечателен иск кэбменов в Лондоне к американской корпорации
Комиссия, если она будет возбуждать дело, или конкурентный орган Великобритании будут исследовать вопрос о том, действительно ли у Apple есть экономический резон ограничивать размещение рекламы в цифровых СМИ. И если они эту выгоду увидят, получится, что Apple де-факто устраняет своих конкурентов, обогащаясь сама. А если эту выгоду не увидят, то здесь нет антимонопольного нарушения, потому что не страдает конкуренция. При этом можно будет говорить о защите через гражданско-правовые инструменты и так далее».
После ужесточения политики Apple рекламодатели нашли другой способ собирать данные о пользователях. Как сообщало издание 404 Media, речь о шпионском инструменте Patternz, который применяется, в том числе правительствами для слежки. В сети участвуют сотни тысяч популярных приложений, которые помогают составлять профиль пользователя, который интересен не только госорганам, но и рекламодателям.
С нами все ясно — Telegram-канал «Ъ FM».
Источник: www.kommersant.ru